Обучение учащихся, работников образовательной организации правилам, умению и навыкам поведения при террористической  угрозе

Как уже отмечалось выше, по объекту (территории) образовательной организации на основании  акта его обследования и категорирования (с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического  акта) составляется Перечень (План) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Этот Перечень мероприятий составляется с учетом прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

Перечень мероприятий  составляет лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), т.е.  руководитель организации или его филиала  (директор, заведующий и т.д.).

Срок завершения всех мероприятий не должен превышать 12-ти  месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

В соответствии с Постановлением  Правительства  РФ  №  1235  в  целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности в образовательной организации осуществляются среди прочих следующие мероприятия:

  • проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, при угрозе совершения террористического акта;
  • проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
  • разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Таким образом, в Перечень мероприятий в обязательном порядке включается обучение воспитанников,  учащихся и работников образовательной организации правилам, умению и навыкам поведения на случай террористической угрозы. Обучение должно учитывать возрастную категорию воспитанников и  учащихся.

Этим достигается ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях)  образовательной организации и минимизация (сведение до минимума) возможных последствий террористических актов.

Перечнем должна предусматриваться  организация подготовки персонала (работников)  объекта в области защиты от террористической угрозы: проведение инструктажей по порядку действий в условиях того или иного вида террористического акта или возникновения его угрозы, ознакомление персонала со всеми наглядными пособиями на объекте, которые должны содержать  информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), ознакомление со схемами эвакуации из всех  помещений объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, номерами телефонов аварийно-спасательных служб (МЧС), территориальных органов ФСБ, территориальных органов МВД, территориальных органов Росгвардии.

Должны быть запланированы и периодически  проводиться (например, 1 раз в четверть) практические занятия с персоналом,  в том числе по эвакуации воспитанников, учащихся и работников образовательной организации.

Особое внимание следует уделить действиям работников и учащихся при обнаружении взрывного устройства или подозрительного бесхозного предмета, подозрительных посторонних лиц  и действиям при захвате людей (воспитанников, учащихся, работников объекта) в качестве заложников.

Учащемуся, обнаружившему подозрительный предмет, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку, предупредить о ней окружающих, не допуская выкриков и паники.

Запомнить время её обнаружения.  Покинуть опасное место. Немедленно сообщить о подозрительном предмете любому из преподавателей или охраны.

Нельзя пользоваться вблизи находки мобильным телефоном!

Что касается детей - воспитанников детского сада, то воспитателям и родителям следует объяснить детям, что нельзя поднимать на улице любые найденные предметы, пакеты, коробки и т.д. Это может быть  крайне опасно.

Работнику образовательной организации, обнаружившему на объекте (на территории школы, детского сада и т.п.) подозрительный предмет, следует немедленно сообщить о нём руководителю или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие,  или  ответственному за антитеррористическую безопасность объекта. Не трогать, не походить к нему, не вскрывать и не перемещать находку, предупредить о ней окружающих, не создавая паники. Запомнить время её обнаружения. Покинуть опасное место. Нельзя пользоваться вблизи находки мобильным телефоном или иной радиосвязью!

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

  1. Граната РГД-5 не менее 50 метров.
  2. Граната Ф-1 не менее 200 метров.
  3. Тротиловая шашка массой 200 граммов 45 метров.
  4. Тротиловая шашка массой 400 граммов 55 метров.
  5. Пивная банка 0,33 литра 60 метров.
  6. Мина МОН-50 85 метров.
  7. Чемодан (кейс) 230 метров.
  8. Дорожный чемодан 350 метров.
  9. Легковой автомобиль эконом класса 460 метров.
  10. Легковой автомобиль бизнес класса 580 метров.
  11. Микроавтобус 920 метров.
  12. Грузовая автомашина (фургон) 1240 метров

Учащемуся образовательной организации при обнаружении на объекте подозрительного постороннего лица (который одет не по сезону, старается скрыть лицо, неуверенно ведет себя, сторонится сотрудников охраны)  или группы подозрительных посторонних лиц, следует немедленно сообщить  о них любому из преподавателей или охраны образовательной организации.

Работнику образовательной организации при обнаружении на объекте подозрительного постороннего лица /подозрительных посторонних лиц следует немедленно сообщить о нём /о них руководителю организации или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие,  или  ответственному за антитеррористическую безопасность объекта, сообщив приметы и местонахождение подозрительных лиц.

При захвате террористами людей на объекте в заложники немедленно сообщить любым способом (при наличии такой возможности) руководителю или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие,  или  ответственному за антитеррористическую безопасность объекта.  Работники объекта должны четко понимать, что они не имеют права вступать ни в какие переговоры с террористами.

При необходимости  выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Учащиеся и работники  должны хорошо знать, как вести себя, если началась операция спецслужб по их освобождению от террористов. Необходимо лечь на пол, закрыть голову руками, поджать ноги и сгруппироваться. Или сесть, сложив руки на затылке. В руках не должно быть никаких предметов. Четко выполнять команды сотрудников спецслужб. Нельзя бежать им навстречу – вас могут принять за преступников-террористов, Нельзя кричать, жестикулировать, проявлять инициативу.  Четко выполнять команды сотрудников спецслужб.

О начале операции по освобождению заложников (штурме) могут свидетельствовать: резкий отвлекающий звук (взрыв, сирена), затянувшаяся пауза в ходе переговоров спецслужб с террористами.

Рекомендуется ознакомить всех учащихся с памяткой МВД РФ и ФСБ РФ по поведению при возникновении угрозы совершения террористической акции (памяткой  «Антитеррор»).

ОБУЧИТЬСЯ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ЗАЩИЩЁННОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ⇒