Обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков (ОПР) закреплена в ст. 214 Трудового кодекса.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.  (Трудовой кодекс, ст.209)

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков. (Трудовой кодекс, ст.209)

Проверочный лист №23 в приложении к приказу Роструда от 01.02.2022 № 20 отражает содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований по оценке профессиональных рисков

Список контрольных вопросов чек-листа №23:

  1. Работодатель обеспечил создание и функционирование системы управления охраной труда?
  2. При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем проводятся системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков?
  3. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками?
  4. Опасности обнаруживаются, распознаются и описываются в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм)?
  5. Работодатель обеспечил разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест?
  6. В оценке профессиональных рисков участвует комитет (комиссия) по охране труда в случае его создания по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа?

При разработке положения о Системе управления охраной труда работодатель может руководствоваться приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (Документ носит рекомендательный характер и призван помочь работодателям).

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации).

Кроме того, ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков";
  • ГОСТ 12.0.230.4-2018 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ";
  • ГОСТ 12.0.230.5-2018 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ";
  • ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технология оценки риска";
  • ГОСТ Р 51897-2021 "Менеджмент риска. Термины и определения".

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

В процедуру оценки профессиональных рисков входит:

  • выезд эксперта на предприятие;
  • идентификация (выявление) опасностей и оценка профессиональных рисков на рабочих местах;
  • составление карт оценки профессиональных рисков;
  • составление перечня мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков.

Оценка профессиональных рисков осуществляется на основании:

  • результатов специальной оценки условий труда;
  • инструкций по охране труда;
  • требований безопасности (охраны труда) к оборудованию и инструментам, технологические документы, руководство, паспорт на оборудование;
  • требований безопасности к организации рабочего места;
  • материалов, сырья и веществах, которые используются в технологическом процессе;
  • информации от персонала и других заинтересованных сторон;
  • информации о типичных источников опасности;
  • перечня и описания несчастных случаев и профессиональных заболеваний, актов расследования несчастных случаев;

Методы оценки уровня профрисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков.

Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профрисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

В приказе Минтруда России № 926 от 28.12.2021 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» выделены основные методы оценки рисков (Документ носит рекомендательный характер и призван помочь работодателям).

 Методы сгруппированы по следующим основаниям:

  • Методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса – контрольные листы, матричный метод;
  • Наиболее распространенные методы оценки профессиональных рисков, рекомендуемые использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности– матричный метод на основе балльной оценки, анализ «галстук-бабочка».
  • Методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем;
  • Методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов;
  • Иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков.

Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в Рекомендациях.

Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда" содержит информацию о документах, подлежащих проверке в области управления профессиональными рисками:

  • перечень (реестр) опасностей;
  • документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
  • документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
  • документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и оценку профессиональных рисков, пересмотр и актуализацию в соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».


Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 тыс. руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.