Порядок проведения в 2022 году


При введении в действие новых документов по охране труда (НПА), возникает необходимость проведения внеочередной проверки знаний в соответствии с п.3.3 Постановления 1/29 от 13.012003. Для этого специалист по ОТ создаёт приказ директора предприятия.

В приказе указывается причина проведения проверки знаний, состав комиссии, привлекаемые работники и срок в который им следует пройти проверку знаний. Образец приказа о внеочередной проверке знаний


После утверждения приказа он доводится под роспись до состава комиссии и руководителей подразделений, подчиненные работники которых подлежат проверке знаний.

Комиссия может проводить внеочередную проверку знаний своих работников только после прохождения обучения и проверки знаний в учебном центре в объеме знаний новых требований по охране труда по программе 16 часов.

Для обучения состав комиссии и/или иных сотрудников в Образовательном центре, то подготавливается заявка на обучение и проверку знаний новых правил охраны труда.

Скачать образец: Заявка на внеочередную проверку знаний

Мнение Минтруда из письма №15-2/10/В-167 от 14.01.2021
"С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.

При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда."


Составом комиссии проводится проверка знаний, результаты которой оформляются протоколом внеочередной проверки знаний требований охраны труда и записью в удостоверении.

В случае если кто-то из сотрудников не прошел проверку знаний требований охраны труда, то назначаем повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. Сотрудники, которые в установленном порядке не прошли обучение и проверку знаний по охране труда, отстраняются от работы в соответствии со статьей 76 ТК РФ до момента, пока они не пройдут проверку знаний по охране труда.


Следующий этап, это внеплановый инструктаж со всеми работниками в соответствии с требованиями п. 2.1.6. Постановления №1/29 на основании новых законодательных требований по охране труда и новых требований к содержанию инструкций по охране труда.

  1. Для проведения внепланового инструктажа необходимо подготовить и утвердить приказом работодателя программу инструктажа, в которой должны быть отражены требования нового Х раздела ТК РФ, а также требования подзаконных актов Минтруда.
  2. По окончании инструктажа проводится устная проверка знаний.
  3. Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ.


Проведение внепланового инструктажа регистрируется в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с подписью проводившего инструктаж и инструктируемого. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте обязательно указываем причину проведения внепланового инструктажа.


Вопреки нормам указанным в Российском законодательстве и при отсутствии практики плановой ратификации законов для гражданского общества России, Минтруд своим письмом от 1 февраля 2022 г. N 15-2/ООГ-163 сообщает что обучение и проверка знаний осуществляются в период со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта до вступления его в силу.

Для тех кто не успел обучится и пройти проверку знаний до 1 марта следует пояснять своё решение опираясь на п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29).


В соответствии с последним абзацем Письма Минтруда №15-2/10/В-167 от 14.01.2021, должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда которые затронули новые нормативные акты, в том числе:

  • инструкции по охране труда;
  • программы обучения по охране труда работников;
  • информационные материалы, использующиеся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Необходимость проведения внеочередной проверки знаний по охране труда в 2022 году

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый Постановленим Минтруда и Минобразования №1/29 от 13.01.2003 ниже следующим пунктом раскрывает причины при которых проводится внеплановая проверка знаний.

3.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

  • при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов
    письмо Минтруда РФ от 11.11.2016 №15-2/ООГ-3990
    "]Проводится проверка знаний только новых законодательных и нормативных правовых актов, либо изменений и дополнений в действующих законодательных и иных нормативных правовых акты. Проверка знаний проводится только у работников, чья трудовая функция непосредственно связана с требованиями, указанными в соответствующих нормативных правовых актах. Текст письма № 15-2/ООГ-3990 от 11.11.2016
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями
    Коментарий
    Проводится проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями:
    - при вводе в эксплуатацию нового оборудования согласно эксплуатационной документации на новое оборудование;
    - при изменениях технологических процессов - в объеме соответствующих изменений технологии производства
  • при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей)
    Коментарий
    Проводится проверка знаний требований охраны труда в объеме дополнительных знаний по охране труда, необходимых для выполнения новых обязанностей
  • по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда
    Коментарий
    Требование о проведении внеочередной проверки знаний требований охраны труда может быть обусловлено результатами плановой или внеплановой проверки организации со стороны указанных органов, а также со стороны работодателя при обнаружении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда
  • после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда
    Коментарий
    Проводится проверка знаний требований охраны труда с работниками организации после происшедших аварий и несчастных случаев во избежание их повторения, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года
    Коментарий
    Проводится проверка знаний требований охраны труда перерыве в работе в данной должности более одного года. Например, выход женщины на работу после декретного отпуска – распространенное основание для проведения внеочередной проверки знаний

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Внеочередная проверка знаний в 2022 году потребовалась в связи с изменением 10 раздела ТК РФ и введением в действие новых нормативных актов в области охраны труда с целью усиления значимости процедуры оценки рисков и СУОТ.