Основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Непосредственная обязанность каждого работодателя, независимо от масштаба и направления деятельности организации - обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работников.

В соответствии с требованиями статьи 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда – часть общей системы управления организацией, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Системный подход к формированию СОУТ позволяет разрабатывать и применять на практике эффективные механизмы обеспечения производственной безопасности, в то время как разовые акции, проводимые работодателем от случая к случаю, не способны обеспечить хороший результат.

В разработке и применении эффективной системы управления охраной труда заинтересован, прежде всего, сам работодатель, поскольку с ее помощью можно повысить производительность труда на предприятии, избежать расходов, связанных с предоставлением гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и штрафов за нарушения требований охраны труда.

Приказом Минтруда России от 29 октября 2021-го года № 776н было утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда. Приказ вступил в силу с 1 марта 2022-го года.

Примерное положение о системе управления охраной труда (далее - Примерное положение) разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ на предприятии, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.
В Примерном положении содержатся нормы, которые работодатель вправе использовать для внедрения и обеспечения функционирования СУОТ. Нормы Примерного положения обеспечивают работодателю реализацию системного процессного подхода к обеспечению функционирования СУОТ.

Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации. Работодатель с учетом этой специфики, структуры управления (организационной структуры предприятия), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ.

Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.
Работодатель вправе использовать Примерное положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ.

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков, находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учётом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.

Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, распорядительным документом работодателя разрабатывается и утверждается положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором должен быть указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ на территории работодателя.

При разработке и внедрении СУОТ разрабатывается Политика (стратегия) в области охраны труда.

Политика (стратегия) в области охраны труда является:

  1. локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
  2. публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.

Необходимый перечень мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ осуществляется планированием этих мероприятий.

Относящиеся к деятельности работодателя государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ.
При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности предприятия.

При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

При определении состава соблюдаемых работодателем норм Примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.

Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.

Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, представленных в Примерном положении о системе управления охраной труда.

Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении № 1 Примерного положения о системе управления охраной труда.

Примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ дается в следующей связке: опасность – опасное событие - меры управления/контроля профессиональных рисков.

Например:

Опасность: скользкие, обледенелые зажиренные, мокрые поверхности;

  • опасное событие: падение при спотыкании или при поскальзывании при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
  • меры управления/контроля профессиональных рисков:
  • использование противоскользящих напольных покрытий;
  • использование незакрепленных покрытий с сопротивлением скольжению на обратной стороне (например, ковров, решеток и т.д.);
  • нанесение противоскользящих средств (опилок, антиобледенительных средств, песка;
  • установка полос противоскольжения на наклонных поверхностях;
  • предотвращение накопления влаги во влажных помещениях (применение подходящих вариантов дренажа и вентиляции воздуха;
  • своевременная уборка покрытий (поверхностей), подверженных воздействию факторов природы (снег, дождь, грязь);
  • химическая обработка для увеличения шероховатости поверхности механическая и термическая последующая обработка (шлифование, фрезерование, лазерно-техническое восстановление);
  • обеспечение специальной (рабочей) обувью;
  • и другие перечисленные.

Работодатель вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять, исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.

Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей, утвержденных Минтрудом России (Приказ от 28.12.2021-го года №926)

Для определения необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ, осуществляется планирование мероприятий по охране труда.

При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодателю рекомендуется руководствоваться Примерным перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021-го года № 771н (вступил в силу 1 марта 2022-го года).

Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
а) изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
б) изменения в условиях труда работниках (результатах специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР);
в) внедрение новой продукции, услуг и процессов или изменение существующих продукции, услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест и производственной среды (здания и сооружения, оборудование, технологические процессы, инструменты, материалы и сырье).

Для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда, устанавливаются цели в области охраны труда. Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий по ОТ.

Количество целей по охране труда работодателю рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера организации (численности работников, ее структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.

При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодателю при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда рекомендуется использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
СУОТ должна функционировать на основе системного процессного подхода.

Основными процессами по охране труда являются:

  1. специальная оценка условий труда (СОУТ);
  2. оценка профессиональных рисков (ОПР);
  3. проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
  4. проведение обучения работников;
  5. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
  7. обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
  8. обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
  9. обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
  10. обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
  11. обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
  12. санитарно-бытовое обеспечение работников;
  13. выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;
  14. обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
  15. обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  16. обеспечение социального страхования работников;
  17. взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
  18. реагирование на аварийные ситуации;
  19. реагирование на несчастные случаи;
  20. реагирование на профессиональные заболевания.

Процессы СУОТ связаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга.

Базовыми процессами СУОТ организации являются процессы специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов (процедур) СУОТ.

В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.

Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:

  • планирование мероприятий по охране труда;
  • выполнение мероприятий по охране труда;
  • контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
  • формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
  • управление документами СУОТ;
  • информирование работников и взаимодействие с ними;
  • распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ

Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю в отношении своих работников рекомендуется:

  • определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов);
  • обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их;
  • обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
  • документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.

Рекомендуется информировать работников в рамках СУОТ:

  • о политике и целях в области охраны труда;
  • о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
  • о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
  • об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.

Важнейшим вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности работников, которым отводится та или иная роль в области охраны труда.

Работодателю рекомендуется назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией.

Если распределение обязанностей не произведено, то ответственность полностью лежит на уполномоченном представителе работодателя – руководителе организации.

Успешное внедрение и функционирование СОУТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всех работников организации.
Распределение обязанностей среди работников организации в рамках СОУТ служит также для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.

Обязанности по охране труда должностных лиц организации устанавливаются в зависимости от уровня управления – для того, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления. При этом на каждом уровне управления определяются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя и каждого принимающего участие в управлении работника организации.

Обязанности и полномочия каждого работника в рамках СОУТ должны быть документально оформлены непосредственно в процедурах (процессах) СОУТ.
Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всех работников организации.

Распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется в локальных нормативных актах организации, в трудовых договорах, в форме приказов, в должностных инструкциях работников.

Для обеспечения результативной деятельности участников СУОТ необходимо не только сформулировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СОУТ.

Для организации и проведения работ по распределению обязанностей по ОТ можно составить перечень обязанностей. Содержание и объем обязанностей должны определяться, исходя из практического расчета - поскольку, чем больше обязанностей у работника, тем сложнее их исполнять. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.

Содержание обязанностей должно формулироваться в соответствии с целями и задачами в области ОТ, а не в форме пожелания или лозунга, иначе контроль результативности, и, соответственно, корректировка невозможны.

Необходимы также контроль исполнения обязанностей, анализ результативности их исполнения, коррекция по результатам анализа или пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов.
Обеспечение функционирования СОУТ должно достигаться на основе установленной структуры СОУТ, учитывающей организационную структуру предприятия.

Структура СОУТ должна отражать общую взаимосвязь элементов СОУТ, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей для ее проведения.

Так, структура СОУТ организации может быть следующей:
а) высшее должностное лицо – руководитель организации: обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области ОТ, выделяет для этого ресурсы;
б) ответственное лицо за функционирование СУОТ: наделяется работодателем полномочиями по организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;
в) служба охраны труда (специалист по охране труда): организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает функционирование СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работниками организации (включая работодателя);
г) структурные подразделения (цех, отдел, участок и т.д.) – руководители структурных подразделений: обеспечивают требуемые условия труда в подразделении, обеспечивают функционирование СУОТ, распределяют обязанности в сфере охраны труда между подчиненными, обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и выработки мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне, обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;
д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях организации и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами): обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль их выполнения, анализ результативности и корректировку или пересмотр мероприятий;
е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков в структурных подразделениях: регулярно проводят идентификацию опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;
ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ: проводит в соответствии с утвержденной программой плановые и внеплановые проверки подразделений, предоставляет руководителю СУОТ сводный отчет по итогам года для использования высшим руководством при анализе эффективности функционирования СУОТ;
з) работники организации и представители работников: выполняют идентификацию опасностей и оценку рисков на своих рабочих местах, предлагают меры по улучшению условий труда и контролю за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне.

Суть и количество обязанностей зависят от уровня управления, но на каждом из них обязанности устанавливаются персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

Исполнение обязанностей в рамках процедуры (процесса) управления профессиональными рисками для снижения производственного травматизма, проведение идентификации опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, предусмотренных Типовым положением о СУОТ, осуществляет каждый работник в рамках выполнения своих трудовых обязанностей.

Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения соответствия политике и целям в области охраны труда.
Решение о необходимости корректировки структуры СУОТ и обязанностей в рамках СУОТ принимает высшее руководство организации на основе периодической оценки и анализа эффективности функционирования СУОТ.
Работодателю рекомендуется обеспечить создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда. При этом, работодателю рекомендуется определить:

  • объект контроля, включая:

1) соблюдение законодательных и иных требований;
2) виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями;
3) степень достижения целей в области охраны труда;

  • методы контроля показателей;
  • критерии оценки показателей в области охраны труда;
  • виды контроля.

Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:

  • контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, примерный перечень которых приведен в приложении к Примерному положению о системе управления охраной труда и не является исчерпывающим для организации (может быть расширен по решению работодателя); выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
  • контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);
  • учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
  • регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.

Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию.
Указания по управлению программами проверок (аудитов) системы управления охраной труда, проведению внутренних или внешних аудитов СУОТ, а также указания по компетентности и оценке аудиторов (экспертов) содержит национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)». Стандарт был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009-го года № 284-ст.
В стандарте были реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации.

Стандарт предназначен для потенциальных пользователей - организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести внутренние и/или внешние аудиты системы управления охраной труда или управлять программами аудита, а также и для аудиторов (экспертов) СУОТ.

ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)» содержит указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.
Указания данного стандарта являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита.

Стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.

Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется установить и фиксировать порядок разработки корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ работодателю рекомендуется определить с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании своей СУОТ либо в отдельном стандарте организации, предприятия (СТО, СТП).
Корректирующие действия рекомендуется разрабатывать в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.

Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;

- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.

В соответствии со статьей 223 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда (Приказ Минтруда России от 31.01.2022-го года № 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"). На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50-ти человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя в организации, численность работников которой не превышает 50-ти человек, службы охраны труда или специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), другой уполномоченный работодателем работник. Эти функции может также осуществлять организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и должны быть аккредитованы в установленном Правительством РФ порядке.

Правообладатель: ЧОУ ДПО ОЦОТ