Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Основополагающим нормативным документом о государственном контроле и надзоре является Федеральный Закон от 31.07. 2020-го года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
На основании этого Закона принято Постановление Правительства РФ от 21.07.2021-го года № 1230 утвердило Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (срок действия этого действующего в настоящее время документа ограничен 1 июля 2023-го года).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований охраны труда осуществляется Федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Объектом государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

  • деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016-го года № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" федеральный государственный надзор за соблюдением в том числе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, который и был утвержден данным Постановлением.

Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственный контроль (надзор).

В основу федерального государственного надзора заложен риск – ориентированный подход при проверках в сфере охраны труда, суть которого в том, что при осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (категории риска):

  1. высокий риск;
  2. значительный риск;
  3. средний риск;
  4. умеренный риск;
  5. низкий риск.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска (согласно приложению к Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется:

  1. решением руководителя Федеральной службы по труду и занятости - главного государственного инспектора труда Российской Федерации, его заместителями - при отнесении объекта контроля к категории высокого риска;
  2. решением руководителя территориального органа - главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации, его заместителями - при отнесении объекта контроля к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и ее территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Контролируемое лицо вправе подать в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определяет периодичность плановых контрольных мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:

  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, выездная проверка проводится один раз в 2 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, выездная проверка проводится один раз в 3 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка проводится один раз в 5 лет;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, выездная проверка проводится один раз в 6 лет.
  • плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

При осуществлении государственного контроля (надзора) Федеральной инспекцией труда могут проводиться профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия.

При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

  1. объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
  2. контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3-х лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. инспекционный визит;
  2. рейдовый осмотр;
  3. документарная проверка;
  4. выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случаях проведения: инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки.

Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 (один) рабочий день.

Рейдовый осмотр проводится в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель (иное лицо).

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с Закона о контроле (надзоре).

Документарная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020-го года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Документарная проверка проводится с учетом требований законодательства об охраняемой законом тайне.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 (десять) рабочих дней.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020-го года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 (десяти) рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, , за исключением случаев, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; в этом случае контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по предотвращению и устранению такой угрозы приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24-х часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок в прокуратуру сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии для согласования. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020-го года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Правообладатель: ЧОУ ДПО ОЦОТ