Действующее законодательство об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации.
К основополагающим документам по охране труда в Российской Федерации относятся:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (последняя редакция – от 25.02.2022-го года);
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»;
- Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда;
- Постановления и приказы федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств).
- Законы об охране труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору) и профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (в том числе законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011-го года № 323-ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998-го года № 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных этим Федеральным законом случаях.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013-го года № 426-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда. Согласно закону, специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов. Предметом регулирования закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Среди постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда следует выделить такие как:
- Постановление Правительства РФ от 15.12.2000-го года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2021-го года № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (постановление вступает в силу с 1 сентября 2022-го года и действует до 1 сентября 2026-го года, за исключением пунктов 3 и 4 Постановления, которые вступили в силу с 1 марта 2022-го года.).
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2022-го года № 255 «О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (вместе с «Правилами разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»).
Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти наиболее важными в сфере охраны труда являются:
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002-го года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
- Постановление Правительства РФ от 24.12. 2021-го года № 2464).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009-го года № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (документ утрачивает силу с 1 сентября 2023-го года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 766н).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012-го года № 447н «Об утверждении Перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
- Приказ Минздрава России от 15.12.2020-го года № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам».
- Приказ Минтруда России от 31.12. 2020-го года № 988н/1420н Приказ Минздрава России от 31.12.2020-го года № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
- Приказ Минздрава России от 28.01.2021-го года № 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
- Приказ Минтруда России от 14.09.2021-го года № 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021-го года № 656н "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)"
- Приказ Минтруда России от 01.02.2022-го года № 20 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Кроме этого, с 1 марта 2022-го года вступили в силу следующие приказы Министерства труда и социального развития Российской Федерации:
- Приказ Минтруда России от 29 октября 2021-го года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
- Приказ Минтруда России от 29 октября 2021-го года № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней».
- Приказ Минтруда России от 29 октября 2021-го года № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».
- Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021-го года № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков».
С 1 сентября 2022-го года вступят в силу:
- Приказ Минтруда России от 20.04.2022-го года № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
- Приказ Минздрава России от 20.05.2022-го года № 342 "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование".
С 1 января 2023-го года должен вступить в силу:
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021-го года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
С 1 сентября 2023-го года вступят в силу:
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021-го года № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021-го года № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
Для совершенствования механизмов предупреждения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве с 1 марта 2022-го года Федеральным законом от 02.07.2021-го года № 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" была введена новая редакция раздела X Трудового кодекса РФ. При этом Федеральный закон № 311-ФЗ ввел новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.
В перечень основных понятий в ст. 209 Трудового Кодекса РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые работник использует во время работ.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент работодателя теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не на их предотвращение по факту.
Работодателей теперь обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей и рисков на рабочих местах. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм).
В ТК РФ появилась новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)».
Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Работодатель обязан вести учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм). Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к минимуму профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели должны утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.
Федеральный государственный надзор за соблюдением в том числе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода. Этот подход подразумевает под собой максимальную персонализацию политики в области охраны труда, индивидуальный подход к каждой организации. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты контроля по ОТ на основании определенных критериев (эти критерии заданы в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021-го года № 1230) будут относиться к определенным категориям риска. Исходя их этого, и будет осуществляться государственный контроль организаций в сфере охраны труда.
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Приказом Минтруда России от 01.02.2022-го года № 20 формы проверочных листов (по проверке порядка оформления приема на работу по проверке соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, по проверке соблюдения требований по предоставлению времени отдыха по проведению специальной оценки условий труда и т.д.) – всего 78 новых форм проверочных листов в области трудового права, из которых 11 касаются непосредственно охраны труда.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях. Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к опасному классу (4-ый класс), а именно: условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению 4-го класса условий труда.
На время приостановки работ на таких рабочих местах работникам, на них занятых, предоставляются гарантии, а именно: за ними сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель (с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется им в территориальный орган Федеральной инспекции труда по месту нахождения работодателя.
Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах с опасными условиями труда , допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.
Установленный запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 1 марта 2022-го года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные в установленном порядке обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац статьи 76 ТК РФ. Это относится к работам с вредными и (или) опасными условиями труда и к работам, выполняемым в особых температурных условиях. Причем, в случае отстранения работника от работы по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан.
В соответствии с последней редакцией статьи 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником не только на время прохождения обязательных медосмотров, но и на время прохождения работником обязательного психиатрического освидетельствования.
Принципиально меняется подход в предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас для каждой должности (профессии) применяются свои СИЗ. Введенными поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками и их профессий, которые они выполняют, приходят единые Типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Трудовой Кодекс РФ вводит для работодателей еще одну новую обязанность – обучать работников правилам использования и применения средств индивидуальной защиты (ст. 214 ТК РФ). Порядок обучения правилам применения СИЗ устанавливает Постановление Правительства РФ от 24.12.2021-го года № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», которое вступает в силу с 1 сентября 2022-го года.
Статьей 224 ТК РФ предусмотрены изменения в деятельности комитетов (комиссий) по охране труда. Они создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа
Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.
Правообладатель: ЧОУ ДПО ОЦОТ