Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Предметом регулирования Федерального закона № 426-ФЗ являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014-го года, фактически она является дальнейшим продолжением и развитием аттестации рабочих мест.

Специальная оценка условий труда - это комплекс последовательно выполняемых мероприятий с целью идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня воздействия на работников установленных опасных факторов.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной приказом Минтруда от 24 января 2014-го года № 33н.
Методика проведения СОУТ предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах.

Методика специальной оценки условий труда предусматривает:

  • идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проведение измерений и оценок уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные);
  • использование для СОУТ результатов производственного контроля.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой СОУТ (в случаях, установленных законом).

Специальная оценка условий труда проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между работодателем и специализированной организацией, проводящей СОУТ.

Таким образом, соответствии с Законом, в специальной оценке условий труда участвуют три стороны:

  1. работодатель;
  2. организация, привлекаемая для проведения специальной оценки условий труда;
  3. работник.

Каждая из сторон на время проведения СОУТ наделяется правами и обязанностями.

Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным Федеральным законом "О специальной оценке условий труда"(наличие в организации не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат эксперта на право проведения работ по СОУТ, наличие испытательной лаборатории и т.д.)
  4. обжаловать, действия (бездействие)организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Проведение специальной оценки условий труда затрагивает в большей степени интересы работника, так как устанавливает степень безопасности его рабочего места. Поэтому работник может присутствовать при ее проведении, может обращаться за разъяснениями к работодателю и к организации, проводящей СОУТ.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда и расписаться в этом.

Работник вправе обжаловать разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, в Федеральной инспекции труда (которая состоит из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов - государственных инспекций труда). Работник также может обжаловать результаты проведения СОУТ условий труда в судебном порядке.

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" является базовым законом для проведения СОУТ, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки Трудового Кодекса РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере специальной оценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку, и пр.

Иными правовыми источниками, содержащими нормы о специальной оценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Мероприятия СОУТ включают в себя следующие  виды деятельности:

  1. идентификации определенных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. оценке уровня воздействия указанных факторов на работника.

При этом важно учесть следующее:

  • идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов являются процессы сопоставления и установления совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ;
  • все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям;
  • исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.

Проведение СОУТ включает несколько этапов:

  1. Создание работодателем комиссии по проведению СОУТ;
  2. утверждение графика проведения СОУТ;
  3. утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест;
  4. заключение договора со специализированной организацией на проведение СОУТ;
  5. идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  6. исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. подведение итогов СОУТ;
  8. ознакомление работников с результатами СОУТ;
  9. размещение информации о СОУТ на официальном сайте работодателя;
  10. мероприятия работодателя по результатам СОУТ.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

При проведении специальной оценки условий труда у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, несоответствующего признакам аналогичности из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда.
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы (установлены), условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

  1. рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  2. рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных выше рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

  1. физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
  2. химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
  3. биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

Также в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  1. тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
  2. напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения специальной оценки условий труда специализированной организацией устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ , условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные условия труда (1 класс),
  • допустимые условия труда (2 класс),
  • вредные условия труда (3 класс),
  • опасные условия труда условия труда (4 класс).

Вредные условия труда (3 класс) подразделяются на подклассы:

  • Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-ой степени);
  • Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-ой степени);
  • Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-ей степени);
  • Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-ой степени).

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия, которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня(смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или)опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс), работодателем подается в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

Работодатель проводит плановую специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет, и согласно статье 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда», на рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется.

Однако, эти условия действуют только до наступления обстоятельств, установленных статьей 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", а именно:
в случае, если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушения государственных нормативных требований охраны труда, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается Федеральной инспекцией труда, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных выше обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в случаях:

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями закона;
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ. в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников;
  7. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести или двенадцати месяцев со дня наступления вышеперечисленных случаев – в зависимости от того, каким событием она вызвана (см. статью 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").

Работодатель вправе обжаловать разногласия по вопросам проведения СОУТ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, в Федеральной инспекции труда. Работодатель также может обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке.

Результатом проведения специальной оценки условий труда является сводный отчет, в который входит перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда и в состав которого включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и(или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, что проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей СОУТ (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;
10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде (при наличии).
Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 (тридцать) календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 (тридцать) календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.

Полученные результаты СОУТ применяются работодателем в следующих целях:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков.
  • иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правообладатель: ЧОУ ДПО ОЦОТ