Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской
Федерации от «__» ________ 2016 г.
№ ______

Проект положения о СУОТ
скачать в формате doc. 292 Кб

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда

I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в целях оказания содействия работодателям по созданию и функционированию системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и устанавливает рекомендуемую структуру и примерное содержание положения о системе управления охраной труда у конкретного работодателя.
2. Положение о системе управления охраной труда у конкретного работодателя может разрабатываться работодателем с учетом специфики его деятельности.
3. Типовое положение включает в себя следующие разделы (подразделы):
1) политика работодателя в области охраны труда;
2) цели работодателя в области охраны труда;
3) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
4) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
а) процедуру подготовки работников в сфере охраны труда;
б) процедуру организации и проведения оценки условий труда;
в) процедуру выявления опасностей травмирования работников и оценки их уровня профессиональных рисков;
г) процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
д) процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
е) процедуру исключения опасностей травмирования работников, устранения воздействия вредных производственных факторов на конкретных рабочих местах;
ж) процедуру, направленную на обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
з) процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
и) иные процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности.
5) планирование процедур;
6) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
7) планирование улучшений функционирвания СУОТ;
8) реагирование на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
9) особенности создания и функционирования СУОТ в отдельных организациях.

II. Политика работодателя в области охраны труда

4. Политика работодателя в области охраны труда (далее – Политика) является публичной документированной декларацией о выполнении обязательств по:
1) обеспечению безопасности работников при осуществлении трудовой деятельности;
2) недопущению случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) личной видимой приверженности работодателя (его представителей) к соблюдению мер безопасности.
5. При определении Политики необходимо принимать во внимание основные направления государственной политики в области охраны труда и учитывать мнения работников организации.
6. В содержательную часть Политики рекомендуется включать:
– положения по соответствию государственным нормативным требованиям охраны труда, а также другим требованиям, связанным с обеспечением безопасности работников в производственной деятельности организации;
– обязательства Работодателя по предотвращению травм и ухудшения здоровья работников;
– положения по учету особенностей функционирования организации и характерных видов деятельности, обусловливающих уровень рисков для здоровья и безопасности работников (далее – профессиональных рисков);
- положения по совершенствованию функционирования системы управления охраной труда.
7. В данном разделе Положения рекомендуется сформулировать ряд целей, к достижению которых должен стремиться работодатель при реализации процедур (мер) в области охраны труда для выполнения указанных в Политике обязательств.
8. Количество целей определяется особенностями осуществления деятельности конкретным работодателем, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.
9. Цели должны быть сформулированы преимущественно в конкретном виде, иметь, по-возможности, числовые показатели достижения целей (Приложение 1).

III. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда

10. В разделе «Обеспечение функционирования системы управления охраной труда» необходимо отразить распределение обязанностей и ответственности работодателя (его представителя), должностных лиц организации в области охраны труда.
11. Для распределения обязанностей и установления ответственности рекомендуется в данном разделе отразить уровни управления у работодателя.
12. В качестве уровней управления (с учетом специфики деятельности работодателя) могут быть введены:
1) уровень производственной бригады;
2) уровень производственного участка;
3) уровень производственного цеха (структурного подразделения работодателя);
4) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
5) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений) работодателя;
6) уровень организации.
13. Работодателем с учетом специфики своей деятельности для целей настоящего Положения могут устанавливаться и иные уровни управления.
14. Обязанности и ответственность устанавливаются в положении, как правило, для каждого уровня управления.
15. На уровнях управления, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 12 рекомендуется устанавливать обязанности и ответственность:
непосредственно самого работодателя (его представителей или назначенного руководителя организации);
заместителей руководителя организации по направлениям производственной деятельности;
заместителя руководителя, ответственного за организацию работы по охране труда;
руководителя службы охраны труда (специалиста по охране труда или на должностное лицо, на которое возложены функции специалиста по охране труда).
16. На уровне управления, указанном в подпункте 4 пункта 12, рекомендуется устанавливать обязанности и ответственность на линейном уровне, на котором управление может осуществляться:
руководителями служб и структурных подразделений, их заместителями;
руководителями производственных участков структурных подразделений (их заместителями);
специалистами по охране труда структурных подразделений (должностными лицами, на которых возложено исполнение функций специалистов по охране труда).
17. Также в управлении охраной труда могут участвовать комитеты (комиссии) по охране труда работодателя и представители первичных профсоюзных организаций (или иные представители работников).
18. Распределение обязанностей по охране труда на всех уровнях управления, включая вспомогательные службы, должны осуществляться работодателем с учетом характера, объемов и специфики производственной деятельности, и оформляться документально в соответствии с настоящим Положением, локальными нормативными актами и фиксироваться в трудовых договорах руководителей и должностных лиц и (или) должностных инструкциях.
19. Доведение принятых решений по реализации задач и функций управления охраной труда до исполнителей рекомендуется осуществлять в форме приказов (распоряжений) работодателя, либо планов мероприятий с указанием ответственных исполнителей и сроков исполнения.

IV . Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

20. В подразделе «Процедура подготовки работников в сфере охраны труда» раздела «Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда» необходимо отразить составляющие процедуры подготовки работников, к которым относятся:
- обучение работников рабочих профессий;
- обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий;
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой.
21. Положения процедуры подготовки работников в сфере охраны труда должны соответствовать требованиям порядка организации и проведения обучения и инструктажей по охране труда, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
22. В подразделе «Процедура организации и проведения оценки условий труда» необходимо отразить комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, проводимых на уровне организации.
24. Положения процедуры организации и проведения оценки условий труда должны соответствовать требованиям законодательства о специальной оценке условий труда работников, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
25. В подразделе «Процедура выявления опасностей травмирования работников и оценки их уровня профессиональных рисков» необходимо отразить основные составляющие процедуры, к которым относятся:
- идентификация опасностей травмирования работников;
– оценка профессиональных рисков.
26. Идентификацию опасностей травмирования работников рекомендуется проводить на всех рабочих местах, при штатной работе производственного оборудования, а также при известных из практики отклонениях от штатной работы, включая ремонтные работы и прогнозируемые аварийные ситуации.
27. Оценку профессиональных рисков на рабочем месте необходимо проводить для всех идентифицированных опасностей травмирования на основе установленных элементов риска:
– тяжести возможного ущерба (ухудшения здоровья и травмирования);
– вероятности опасной ситуации, в результате которой может быть причинен этот ущерб.
28. Уровень профессионального риска (величина и степень) на рабочем месте рекомендуется определять экспертным методом с применением матрицы оценки риска.
29. Конкретные методы оценки профессиональных рисков могут определяться организацией самостоятельно с учетом характера деятельности, ее размеров, видов и сложности выполняемых работ.
30. Рекомендуется в процедуре указать на необходимость о ценки профессиональных рисков для работников, являющихся для организации прикомандированными или посетителями.
31. Документирование результатов оценки профессиональных рисков осуществляется, как правило, в форме:
– реестра идентифицированных опасностей травмирования и уровней профессиональных рисков на рабочем месте;
– сводного реестра высоких и средних рисков в организации.
32. В подразделе «Процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников» необходимо отразить мероприятия по организации и проведению:
- предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
- предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров;
- психиатрических освидетельствований работников;
- медицинское обеспечение работников.
34. Положения процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проведению предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников, предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований работников.
35. Медицинское обеспечение работников проводится в целях оказания неотложной медицинской помощи и профилактика инфекционных и общих неинфекционных заболеваний работников, создании помещений (постов) для оказания медицинской помощи и первой доврачебной помощи пострадавшим.
36. Рекомендуется п оложения процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников в части медицинского обеспечения устанавливать в соответствии с требованиями документов, представленных в Приложении 2 .
35. В подразделе «Процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях» необходимо отразить способы и методы обмена информацией внутри организации с целью информирования работников о (об):
- политике и целях организации в области охраны труда;
- условиях труда на их рабочих местах;
- существующих уровнях профессиональных рисков;
- предоставляемых работнику гарантиях и компенсациях;
- средствах индивидуальной защиты;
- сведениях, предоставляемых работодателю, для рассмотрения и принятия решений о результатах функционирования СУОТ.
36. Основными субъектами информационного обмена могут являться:
– работники структурных подразделений организации;
– должностные лица различных уровней управления организации;
– представители соседних организаций;
– работники подрядных организаций;
– посетители;
– представители общественных организаций;
– должностные лица контролирующих и инспектирующих органов;
– специалисты подразделений по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
– представители международных организаций;
– представители средств массовой информации.
37. Для обеспечения эффективного информирования организации рекомендуется в процедуре отразить состав данных по вопросам охраны труда по соответствующему виду информационного обмена:
– внутреннего, для обмена информацией между представителями структурных подразделений организации;
– информирования подрядчиков и других посетителей;
– внешнего, для получения и документирования соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответов на них.
38. В процедуре рекомендуется отразить способы информирования работников, применяемых на различных уровнях управления организации. К способам информирования работников можно отнести такие, как:
– совещания, круглые столы, семинары, конференции;
– встречи заинтересованных сторон;
– переговоры;
– информационные бюллетени;
– плакаты;
– электронные письма;
– технические предложения;
– веб-сайты;
– видео- и ауди- материалы;
– доски объявлений.
39. В процедуре информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях, могут быть отражены иные способы и методы информирования работников, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности.
40. Передачу информации рекомендуется осуществлять как на бумажных носителях, так и с использованием действующих систем передачи данных, включая электронную почту и единую автоматизированную систему ведения документации.
41. В подразделе «Процедура исключения опасностей травмирования работников, устранения воздействия вредных производственных факторов на конкретных рабочих местах» необходимо отразить составляющие процедуры, к которым относятся:
– мероприятия по управлению профессиональными рисками;
– мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах, на которых имеется воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.
42. Мероприятия по управлению профессиональными рисками необходимо определять исходя из приемлемости профессиональных рисков с использованием следующих принципов:
а) высокий уровень профессионального риска – полная ликвидация опасности, где это практически возможно;
б) средний уровень профессионального риска – снижение уровня риска за счет уменьшения вероятности возникновения опасности и (или) тяжести возможного травмирования работников;
в) низкий уровень профессионального риска – применение средств индивидуальной защиты.
43. Предупредительные и регулирующие мероприятия по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда на рабочих местах необходимо устанавливать в следующем порядке приоритетности:
1) исключение опасностей и воздействия производственных факторов;
2) снижение уровней профессиональных рисков и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) защита работников средствами индивидуальной защиты.
44. При формировании мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда на рабочих местах, на которых имеется воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов рекомендуется использовать типовой пере чень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
45. Мероприятия по управлению профессиональными рисками рекомендуется оформлять в виде Планов управления высокими и средними рисками.
46. Мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах оформляются по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
47. В подразделе «Процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников» необходимо отразить основные составляющие процедуры, к которым относятся:
– обеспечение рационального использования рабочего времени;
– организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;
– обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания определенных микроклиматических условий;
– поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
48. Реализация процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников осуществляется в целях предотвращения возможности травмирования, заболеваемости работников из-за переутомления и воздействия высоких уровней психофизиологических факторов.
49. Рекомендуется п оложения процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников устанавливать в соответствии с требованиями документов, представленных в Приложении 2.
50. В подразделе «Процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» необходимо отразить основные составляющие процедуры, к которым относятся:
– выявление потребности в обеспечении работников СИЗ;
– обеспечение работников СИЗ, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта СИЗ.
51. В рамках выявления потребности в обеспечении работников СИЗ указывается, что потребность в обеспечении работников СИЗ устанавливается типовыми нормами выдачи работникам СИЗ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Выдача работникам СИЗ сверх установленных норм выдачи СИЗ или в случаях, не определенных типовыми нормами выдачи СИЗ, устанавливается в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и профессиональных рисков, отраженных в пунктах 23-32 настоящего Типового положения.
52. По результатам выявления потребности в обеспечении работников СИЗ рекомендуется формировать список рабочих мест с указанием перечня СИЗ, который требуется или необходимо выдавать работнику в зависимости от условий труда и идентифицированных опасностей на его рабочем месте.
53. Положения процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в части обеспечения работников СИЗ должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих правила обеспечения работников СИЗ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
54. В подразделе иных процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности, необходимо отразить основные составляющие процедуры, к которым относятся:
– обеспечение работников молоком (другими равноценными пищевыми продуктами);
– обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
– организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
55. Положения процедур обеспечения работников молоком (другими равноценными пищевыми продуктами) и лечебно-профилактическим питанием должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих требования по обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
56. Организация санитарно-бытового обслуживания работников должна предусматривать обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, обеспечение функционирования этих помещений и устройств согласно действующим нормам и правилам.
57. Рекомендуется п оложения процедуры, направленной на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности, в части организации санитарно-бытового обслуживания работников устанавливать в соответствии с требованиями документов, представленных в Приложении 2.
58. В процедурах, указанных в разделе IV настоящего Типового положения, могут быть отражены иные положения, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности.
59. Перечень документов формируемых на этапах организации проведения процедур, отраженных в разделе IV настоящего Положения, и фиксации результатов, который рекомендуется отражать в документах системы управления охраной труда представлен в Приложении 3.

V . Планирование процедур

60. Целью раздела «Планирование процедур» является определения перечня работ, направленных на организацию функционирования процедур, а также на определение ресурсов (финансовых и людских) необходимых и достаточных для их реализации.
61. В данном разделе необходимо указать, что планирование процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, опирается на результаты анализа исходной информации о работах по охране труда, проводимых работодателем.
62. К исходной информации относятся следующие данные:
– требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, содержащие государственные нормативные требования охраны труда;
– требования иных нормативных правовых актов, национальных и отраслевых стандартов, технических регламентов, программ по охране труда, соблюдение которых взято на себя работодателем
– информация о квалификации работников, прохождении ими обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
– результаты проведения оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда, включая оценку соответствия гигиеническим нормативам, осуществляемую в рамках производственного контроля)
– результаты оценки профессиональных рисков, включая оценку безопасности и исправности применяемых машин, механизмов, оборудования, инструментов и приспособлений;
– результаты анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
– результаты мониторинга состояния охраны труда, в том числе: обеспеченность работников СИЗ, молоком и лечебно-профилактическим питанием, режимы труда и отдыха;
– информация о потенциально возможных аварийных ситуациях и инцидентах и готовности работников к ним;
– предписания органов государственного контроля и надзора;
– информация о планируемых внутренних изменениях (применение новых технологических процессов и организации труда) и внешних изменениях (изменение законодательства и иных нормативных правовых актов, развитие знаний о профессиональных рисках и охране труда, слияние или разделение структурных подразделений работодателя, новые данные о технологии), влияющих на функционирование СУОТ;
– иная информация, характеризующая специфику деятельности работодателя.
63. В разделе «Планирование процедур» необходимо отразить, что результатом планирования является составление Плана мероприятий по организации функционирования процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, содержащем:
– общий перечень мероприятий, проводимых в рамках реализации процедур, указанных в разделе IV настоящего Типового положения;
– ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;
– сроки реализации мероприятий;
– ответственных лиц за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;
– источник финансирования мероприятий (с указанием мероприятий финансируемых за счет возвратных средств Фонда социального страхования Российской Федерации).
64. Рекомендуется отразить, что сформированный План мероприятий по организации функционирования процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, подлежит регулярному пересмотру и актуализации в зависимости от изменений в:
– деятельности работодателя, включая изменения технологических процессов и оборудования;
– оказываемых услугах или условий осуществления деятельности работодателя;
– трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
– целях и задачах в области охраны труда.
65. План мероприятий по организации функционирования процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, формируется из расчета предусмотренного трудовым законодательством размера расходов на охрану труда.

VI . Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:
– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;
– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;
– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.
67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:
– постоянный (текущий) контроль;
– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;
– реагирующий контроль;
– внутренний аудит.
68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:
– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;
– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;
– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;
– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.
69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:
– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;
– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;
– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.
70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.
71. В данном разделе положения рекомендуется для каждой ступени административно-производственного контроля определить используемый вид контроля. Как правило, применяются следующие виды контроля:
– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);
– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;
– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.
72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).
73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.
74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.
75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.
76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.
77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.
78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться .

VII . Планирование улучшений функционирования СУОТ

79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.
80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.
81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:
– периодический - данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;
– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.
82. Исходными данными для анализа эффективности функционирования СУОТ являются как минимум:
– результаты внутренних аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным и иным требования, которые работодатель обязался выполнять;
– показатели деятельности работодателя в области охраны труда;
– результаты предыдущих анализов со стороны работодателя;
– результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
– рекомендации по улучшению;
– соответствующие сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);
– изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
83. При анализе эффективности функционирования СУОТ работодателем, как правило, оцениваются:
– степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
– способность СУОТ удовлетворять в целом потребностям работодателя, отраженных в Политике организации;
– эффективность действий, намеченных руководителями на всех уровнях управления организации по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;
– необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда;
– необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
84. Объем исходных данных для анализа эффективности функционирования СУОТ и количество оцениваемых показателей устанавливается работодателем самостоятельно с учетом особенностей осуществления деятельности, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.
85. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ работодателем рекомендуется оформлять документально в виде организационно-распорядительного документа. В данном документе дополнительно необходимо указывать информацию о планировании мероприятий по улучшений функционирования СУОТ.
86. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом анализа передового опыта других работодателей, предложений работников, изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

VIII . Реагирование на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания

87. С целью поддержания и повышения безопасности персонала в организации необходимо отразить положения процедуры, определяющей порядок выявления потенциально возможных аварийных ситуаций, а также порядок действий в случае возникновения аварийных ситуаций.
88. В порядке действий при возникновении аварийных ситуаций необходимо учитывать существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварийные ситуации и ликвидацию последствий .
89. Порядок выявления потенциально возможных аварийных ситуаций, а также порядок действий в случае возникновения аварийных ситуаций рекомендуется разрабатывать с учетом потребности соответствующих заинтересованных сторон (аварийных служб и соседних организаций) .
90. В данном разделе рекомендуется разрабатывать планы проведения практических занятий (учений) персонала по действиям в случае возникновения аварийных ситуаций для обеспечения контроля за подготовленностью к аварийным ситуациям.
91. Необходимо отразить, что по результатам проведения практических занятий (учений) персонала проводится плановый анализ действий персонала и, при необходимости, формируются мероприятия по коррекции процедуры.
92. Внеплановый анализ процедуры реагирования на аварийные ситуации проводится в рамках реагирующего контроля после имевших место аварийных ситуаций, с привлечением к этому, по возможности, соответствующих заинтересованных сторон.
93. Результаты анализа подготовленности подразделений к реагированию на аварийные ситуации в случае их возникновения документируются.
94. Для своевременного определения и понимания коренных причин, лежащих в основе возникновения инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, необходимо отразить положения процедуры, определяющей порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также анализа инцидентов и оформления отчетных документов.
95. Рекомендуется отразить, что в рамках функционирования процедуры расследуются все инциденты, включая крупные и мелкие происшествия, упущения, случаи травмирования и заболеваний работников.
96. Положения процедуры, определяющей порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих проведение расследований несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
97. К проведению расследований инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут привлекаться работники их представители, члены комитета (комиссии) по охране труда.
98. Расследование всех инцидентов, происходящих в организации, осуществляется в рамках реагирующего контроля.
99. Результаты расследования инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо анализировать на всех уровнях управления организации. По результатам анализа разрабатывается план корректирующих мероприятий по устранению коренных причин.
100. Результаты анализа расследования инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.

IX . Особенности создания и функционирования СУОТ в отдельных организациях

101. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, необходимо создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области .
102. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем в соответствии с требованиями трудового законодательства.
103. В организациях, численность которых не превышает 50 человек, (далее – организация с малой численностью работников) функции службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может осуществлять работодатель (индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник).
104. В организациях с малой численностью работников для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением работодатель может привлекать специализированные организации, оказывающие услуги в области охраны труда, по гражданско-правовому договору.
105. В организациях с малой численностью работников может применяться двухступенчатый контроль за соблюдением требований охраны труда:
– 1-я ступень контроля – ежесменный контроль, осуществляемый работодателем (постоянный контроль);
– 2-я ступень контроля - как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой работодателем с участием ведущих специалистов организации с малой численностью работников (периодический контроль).
106. Работодатель организации с малой численностью работников может принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

 

‎ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Общество при осуществлении всех видов деятельности признает приоритетной целью в области охраны труда обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:
• создание здоровых и безопасных условий труда за счет современного производственного процесса на базе передовых технологий;
• достижение последовательного, непрерывного снижения производственного травматизма;
• обеспечение эффективного функционирования Системы управления охраной труда.

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:
− обеспечить соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, требованиям международных соглашений, отраслевых и локальных нормативных актов по охране труда, профессиональной безопасности и здоровья;
− обеспечить безопасные условия труда, предотвращение травм и ухудшения состояния здоровья, снижение профессиональных заболеваний, инцидентов и аварий;
− осуществлять выявление, оценку и управление профессиональными рисками с учетом особенностей функционирования Общества и характерных видов деятельности;
− обеспечить эффективное функционирование и непрерывное совершенствование Системы управления охраной труда;
− привлекать работников Общества к активному участию в работах по охране труда.
Руководство Общества гарантирует выделение ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации заявленных в Политике обязательств. Любые инициативы работников Общества и других заинтересованных сторон, направленные на обеспечение и улучшение условий и охраны труда, будут поддержаны и по достоинству оценены.
Настоящая Политика является основой для постановки целей в области охраны труда и их реализации.

‎ Приложение 2
(рекомендуемое)

Перечень документов, содержащих требования к организации процедур
Наблюдение за состоянием здоровья работников:
1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности"
3. СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782
4. СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88
5. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
7. Письмом Минздрава РФ от 15.12.2002 № 02-5-08/20-АР602 "О нормативных актах, регламентирующих деятельность здравпунктов";
Режимы труда и отдыха работников:
1. Методические рекомендации по организации многосменной работы производственных объединений (предприятий) промышленности (утв. Госкомтрудом СССР)
2. Постановлени e СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»
3. Постановление Правительства от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»
4. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»
5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118)
6. Правила по охране труда в пищеконцентратном и овощесушильном производствах пищевой промышленности, утвержденных Приказом Минсельхозпрода России от 28.08.1995 № 242
7. Постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
8. СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58)
9. МР 2.2.9.2311-07 «2.2.9 Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.12.2007
10. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 № 4616-88)
11. Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 № 111/8-51
12. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01, утвержденная Приказом Минсвязи России от 02.07.2001 № 162
13. МР 2.2.7.2129-06 «2.2.7. Физиология труда и эргономика. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006
14. МР 2.2.8.0017-10 «2.2.8. Гигиена труда. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010)
Санитарно-бытовое обеспечение работников:
1. СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» (приняты и введены в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108)
2. СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10)
3. СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782)
4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утв. постановлением Глав. Государств. санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24)
5. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утв. постановлением Глав. Государств. санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58)

Приложение 3
(рекомендуемое)

Перечень документов, формируемых на этапе организации проведения процедур
№ п/п Процедура/ документ
Процедура подготовки работников в сфере охраны труда
1. Положение об организации проведения инструктажей по охране труда
2. Положение об организации обучения, проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочем месте
3. Программы обучения по охране труда работников
4. Программы проведения инструктажей по охране труда
5. График проведения проверки знаний требований охраны труда работников
6. Приказ о создании постоянно действующей экзаменационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников
7. Приказ о назначении работников, ответственных за проведение инструктажей по охране труда
8. Приказ о назначении работника, ответственного за проведение стажировки на рабочем месте
9. Приказ об организации обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве
10. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Процедура организации и проведения оценки условий труда
11. Приказ об организации и проведении СОУТ, включающий формирование состава комиссии по проведению СОУТ, распределение полномочий и ответственности между членами комиссии
12. Календарный план проведения СОУТ
13. Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ
Процедура выявления опасностей травмирования работников и оценки их уровня профессиональных рисков
14. Приказ об организации работ, назначении ответственных лиц за выполнение мероприятий в рамках оценки профессиональных рисков
15. План-график проведения работ по идентификации опасностей и оценке рисков
16. Перечень рабочих мест, на которых проводится идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков в подразделении
17. Анкеты или опросные листы
Процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников
18. Положение об организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
19. Приказ об организации проведения периодического медицинского осмотра
20. Контингент лиц, подлежащих обязательным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам
21. Поименный список лиц, подлежащих обязательным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам
22. Календарный план по организации и проведении медицинских осмотров
23. Направление на медицинский осмотр
Иные процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, исходя из специфики его деятельности
24. Положение о порядке предоставления молока (или других равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания
25. Перечень должностей и профессий, работа в которых дает право на бесплатное получение молока (или других равноценных пищевых продуктов)
26. Перечень должностей и профессий, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания
27. Приказ об обеспечении работников молоком (или другими равноценными пищевыми продуктами), лечебно-профилактическим питанием