Энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Основными целями энергетического обследования согласно Федеральному закону №261-ФЗ являются:

  • Получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов.
  • Определение показателей энергетической эффективности.
  • Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Разработка перечня типовых, общедоступных энергосберегающих мероприятий и проведение их стоимостной оценки.

Основная задача энергетического обследования  - не просто дать декларативные советы, а объяснить причину нерационального потребления энергоресурсов, разобраться в источниках их неэффективного использования.

При проведении энергетического обследования проводится анализ состояния систем энергоснабжения предприятия (объекта), оценка состояния систем и приборов учета энергоносителей и их соответствие установленным требованиям, выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей, проверка энергетических балансов предприятия (объекта), расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием, формирование энергетического паспорта предприятия.

Общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, финансируемых из бюджета, осуществляют Минэнерго РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
К проведению энергетических обследований (так называемого энергоаудита) привлекаются специалисты, прошедшие профессиональное обучение и квалификационную аттестацию в качестве энергоаудиторов в соответствии с требованиями ст.18 Закона РФ №261-ФЗ.

В своей деятельности энергоаудиторы руководствуются законодательством РФ и нормативными документами, регламентирующими проведение энергетических обследований (энергоаудита).

Методики базируются на существующих методах оценки эффективности использования ТЭР в отраслях экономики Российской Федерации с учетом специфики их технологических     процессов.

Лица, для которых проведение энергетического обследования обязательно, должны были организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

В соответствии  с Федеральным законом  РФ №261-ФЗ (ст.16) проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  2. организации с участием государства или муниципального образования;
  3. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  4.  организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  5.  организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  6.  организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

От проведения энергетического обследования в соответствии  с ч.1.1 ст.16 Федерального закона   РФ №261-ФЗ  указанные  выше лица освобождаются  в  случае, если их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

В этом случае указанные в  Законе  №261-ФЗ лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Иным словами, они вместо проведения в следующем году энергетического обследования  и оформления энергетического паспорта вправе представить свою декларацию (так называемую энергодекларацию).

Если затем в какой-то год их совокупные затраты  на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысят  объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, они обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечение этого календарного года.

Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в общем порядке, т.е. - не реже чем один раз в пять лет.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.08. 2014 г. №818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований» верхний предел  энергетических ресурсов в стоимостном выражении для вышеуказанных лиц, при превышении которого вышеуказанные органы власти, организации и учреждения обязаны проводить энергетические обследования,  составляет 50 млн. рублей.

Планировать энергетическое обследование желательно так, чтобы период его проведения включал холодное время года (октябрь - март), так как только в этот период времени температура внутри здания, строения, сооружения выше, чем снаружи, и теплопотери через   ограждающие конструкции наиболее заметны.

Для расчёта стоимости проведения энергетического обследования в настоящее время не предусмотрено единых утверждённых методических указаний. Так, продолжительность проведения энергетического обследования для здания типа общеобразовательной школы может составлять от 1 до 3-х календарных месяцев.

Продолжительность проведения энергетического обследования зависит от количества энергопотребляющего оборудования, площади здания и иных менее значимых аспектов.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.

Контроль за проведением обязательных энергетических обследований в установленный срок осуществляет Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,  федеральный орган исполнительной власти). В целях выявления лиц, которые должны провести обязательное энергетическое обследование, Ростехнадзор в установленные сроки вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать:

  • У организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов - данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями соответствующих ресурсов;
  • У органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций -сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Сбор, обработку, систематизацию энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России.

За несоблюдение требований закона в области энергетических обследований в соответствии со ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются штрафные санкции:

  • для должностных лиц;
  • для юридических лиц.

За несоблюдение требований о предоставлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, устанавливается штраф:

  • для должностных лиц;
  • для юридических лиц.

Этапы проведения энергетического обследования:

  • Документальное энергетическое обследование;
  • инструментальное энергетическое обследование;
  • аналитический этап;
  • оформление результатов энергетического обследования;
  • согласование отчётных материалов.

Организация и проведение работ по энергетическому обследованию обычно включает 6 этапов:

  1. подготовительный этап, на котором проводится планирование аудита (энергетического обследования);
  2. сбор исходных данных, в соответствии с программой проведения энергоаудита;
  3. систематизация полученных данных, инструментальное обследование, анализ;
  4.  документирование результатов энергоаудита (энергетический паспорт, отчет);
  5. разработка программы энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  6.  экспертиза и согласование отчетных материалов.

Дополнительные материалы по теме размещены в системе дистанционного обучения, для ознакомления с которыми необходимо подать заявку на обучение.

КУРСЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ