Задачи бюджетных учреждений и организаций в обеспечении государственной политики в области энергосбережения.
Энергосбережение – это комплекс мер по реализации организационных, правовых, технических, экономических и иных мер, направленных на эффективное (рациональное) использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Основные направления энергосбережения:
- полезное использование энергетических потерь;
- модернизация оборудования для уменьшения энергетических потерь;
- интенсивное энергосбережение.
Оценка энергоэффективности в настоящее время – основной способ, который используется для определения показателей рациональности использования энергоресурсов.
Для выполнения государственных задач в области энергосбережения руководство каждого государственного и муниципального учреждения, организации должно проводить четко сформулированную энергетическую политику.
Энергетическая политика – это общие намерения и направления деятельности организации, связанные с ее энергетической эффективностью, официально выраженные руководством и определяющие основу для действий.
Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставил перед бюджетными учреждениями и организациями (далее также – бюджетные учреждения, бюджетные организации) новые задачи, связанные с обеспечением рационального использования энергетических ресурсов.
К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации иными видами государственных (муниципальных) учреждений являются автономные учреждения; правовой статус автономных учреждений определяется в соответствии с Федеральным законом от 3.11.2006 г. № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях».
С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в ст.24 Закона № 261-ФЗ в части замены слов «бюджетными учреждениями» в названии словами «государственными (муниципальными) учреждениями», внесенные Федеральным законом от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ). Таким образом, требования ст.24 Закона № 261-ФЗ будут равным образом распространяться и на автономные учреждения.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона № 261-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения, будучи организациями с участием государства иди муниципального образования, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Такие программы должны содержать:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;
- значения соответствующих целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- ожидаемые результаты в натуральном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- ожидаемые результаты в стоимостном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
За несоблюдение некоторых из указанных требований в законодательстве предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, как для юридических лиц, так и для должностных лиц. В этой связи соблюдение установленных требований становится одной из первостепенных задач в деятельности учреждений.
В то же время законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности содержит отдельные экономические стимулы к энергосберегающему поведению, а также предоставляет возможность государственным и муниципальным заказчикам заключать энергосервисные договоры (контракты), которые значительно облегчают выполнение задач бюджетных организаций в области энергосбережения.
Требование по снижению объема потребляемых энергетических ресурсов.
Данное требование сформулировано в ч.1 ст.24 Закона № 261-ФЗ и заключается в обязанности бюджетного учреждения начиная с 1 января 2010-го года обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Требование по снижению потребления энергетических ресурсов учреждениями имеет связанную с его реализацией обязанность главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС). В соответствии с ч.2 ст.24 Закона № 261-ФЗ, начиная с 1 января 2010 г. ГРБС осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) находящимися в их ведении учреждениям на основании данных об объеме фактически потребленных такими учреждениями в 2009-ом г. каждого из указанных в ч. 1ст.24 Закона № 261- ФЗ ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%.
При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного в соответствии с ч.1 ст.24 Закона № 261-ФЗ объема. Данное положение направлено на сохранение за учреждением экономии, достигнутой им сверх установленных показателей, то есть сверх 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением на 3%. Законодательство также содержит положение, направленное на стимулирование бюджетных учреждений к экономии сверх установленной ч.1 ст.24 Законом № 261-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.24 Закона № 261-ФЗ экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в ч.1 ст.24 Закона № 261-ФЗ ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Для реализации требований ч.1 и 2 ст.24 Закона № 261-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти должен быть установлен порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях. Данным уполномоченным органом является Минэкономразвития России в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г. № 437.
Согласно Плану мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Закона № 261-ФЗ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.12.2009 г. № 1830-р, разработка выше указанного порядка была возложена на Минэкономразвития России, Минфин России и Минэнерго России. Соответствующий порядок должен был быть разработан до 1 марта 2010 г.
Согласно ч.5 ст.24 Закона № 261-ФЗ в целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять млн. руб. в год, из числа работников учреждения должно быть назначено лицо, ответственное за проведение таких мероприятий, т.е. ответственный за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. В то же время для обеспечения своевременной реализации соответствующих мероприятий и соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности рекомендуется назначать ответственное лицо и для иных учреждений и организаций.